Тема урока. Особенности
человека.
Цель урока: раскрыть
характерные для человека особенности; выявить черты различия между
человеком, человекообразными обезьянами и другими животными;
продолжить развитие умений сравнивать, обобщать; содействовать
формированию диалектико-материалистического мировоззрения
учащихся.
Проблема.
Благодаря каким отличительным
признакам и особенностям Человек разумный является уникальным
видом?
Оборудование: скелет человека и
млекопитающих животных, таблицы, демонстрирующие их внешнее и
внутреннее строение и развитие; торс человека, рисунки учебника,
рабочая тетрадь на печатной основе, схема «Система органического
мира».
Ход урока.
1. Проверка
знаний
1.Подготовка плана ответа на
вопрос: Почему К.Линней включил человека в класс млекопитающих,
отряд приматов? Рассказ по плану.
2.Черты сходства человека с млекопитающими. Написать таблицу
на доске.
3. Составление схемы « Место человека в системе органического
мира ».
4.Беседа с использованием вопросов 1-7 рубрики «Проверьте
свои знания» стр.8.
5.Выполнить задание №1 рабочей тетради.
2 . Изучение нового
материала
1.
Особенности человека. ( рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблиц « Головной мозг человека », « Мышцы человека »,
скелет, использование рисунков учебника.)
2.
Отличия
человека от животных. Самостоятельная поисковая работа с
учебником,стр.3-4, заполнение таблицы «Особенности человека».(
беседа по результатам поисковой работы, по таблице.)
Особенности
человека |
Преимущества |
Недостатки |
|
|
|
3.Проблемный вопрос
урока. ( беседа, формулирование полного ответа).
3.Закрепление
знаний
Особенности вида Человек
разумный, его место в системе органической природы.
4.Задание на
дом
изучить текст «Место человека в
системе органического мира» до конца, составить план ответа об
особенностях формирования человека, стр.4-5;
выполнить задание №2 рабочей
тетради.
Урок-конкурс по теме «Скелет человека»
Цель: обобщить и систематизировать знания
учащихся.
Урок-конкурс проводится как
завершающий по теме «Скелет». Участвуют ученики всего класса,
разделившись на команды и жюри.
Начинается конкурс с
визитной карточки (представление команд).
Затем проводятся
конкурсы:
На знания отделов скелета.
1.
Логические цепочки (найти
лишнее в перечнях костей).
2.
Конкурс эрудитов.
3.
Определить названия костей.
4.
Конкурс «9-1-1 – Служба спасения». Оказание медицинской
помощи при травмах.
5.
Жюри
подводит итоги конкурса.
Конкурс эрудитов:
Команды должны ответить
на вопросы.
1-я
команда
1.
В
названии какой части скелета присутствует географический
термин? (Хребет.)
2.
Какая кость мозгового отдела черепа напоминает о полете?
(Крыловидная.)
3.
Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.)
4.
Почему первый шейный позвонок получил название атлант?
5.
В какую сумку ничего нельзя положить? (В суставную.)
6.
Названия
каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода?
(Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка.)
2-я
команда
1.
Название
какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке,
для мытья в бане? (Таз.)
2.
В лабиринтах какой кости черепа можно заблудиться?
(Решетчатая кость.)
3.
Какой частью скелета можно «копать»? (Лопатка.)
4.
Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а
какой эту часть взял? (Атлант-ипистрофей.)
5.
Почему части кисти имеют названия запястье, пястье? (В основе
этих названий лежит слово «пять»- пять пальцев.)
6.
Есть ли
в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная кость,
молоточек, наковальня и стремечко.)
Конкурс: определить названия
костей
Андрей Везалий мог с
закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. побудьте и вы
несколько минут Везалием. Участникам завязывают глаза и предлагают
на ощупь определить кость: позвонки, ключицу, лопатку, нижнюю
челюсть и т.д.
Методический комментарий
В
подготовке участвует весь класс. Дети используют много
дополнительной литературы. Успешному результату способствует общая
психологическая атмосфера дружной, слаженной, полнокровной работы на
уроке. К природной любознательности ребят добавляется спортивный
азарт. Все это поднимает рабочее настроение, окрыляет школьника и
активизирует учебную работу. При такой форме урока трудно определить
глубину знаний каждого ученика. |