Планирование  

 

 

Главная   Администрация    Родителям   О лицее   Об учителях   Из истории   Наши интересы   Лицейские новости   Выпускнику 2009   Гостевая книга


    домашняя методическая уроки экзамены олимпиады успеваемость НИР учащихся воспитание фотоархив
   

Тематическое планирование курса общей биологии при базовом уровне обучения  (1 час в неделю)

Приведенное ниже тематическое планирование раздела «Общая биология» ориентировано на изучение данного раздела в 10—11 классах непрофильного направления — на базовом уровне.

Для изучения общей биологии на базовом уровне в учебных планах отводится 1 час в неделю — примерно 30—34 часа в год.

В связи с этим в процессе изучения общей биологии по учебнику «Общая биология. 10—11 классы» В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, необходимо часть учебных текстов пропустить — не изучать. В то же время материал, исключенный из программного освоения может быть использован для самостоятельной работы учащихся: подготовки сообщений, написания рефератов и для других форм творческой деятельности школьников.

Кроме этого данный материал может быть рассмотрен на уроках в рамках регионального или местного компонентов биологического образования.

Данное планирование согласовано с требованиями стандарта, которые определяют базовый уровень обще­биологических знаний и умений. Эти требования представлены в таблице с указанием тех параграфов, изучение которых соответствует их реализации.

Ниже приводится примерное поурочно-тематическое планирование курса общей биологии для изучения его на базовом уровне или в рамках отдельного предмета в образовательной области «Естествознание».

   

 

Требования базового стандарта

 биологического образования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

 

   

Перечень требований базового стандарта

 биологического образования для 10 класса

Соответствующие главы, параграфы и некоторые пояснения
   

Знать/понимать

основные положения биологических теорий:

— клеточной — сущность законов Менделя — закономерностей изменчивости

§5.5

 §9

§10

 

   

строение биологических объектов:

— клетки

— генов и хромосом

§5

 §9

   

сущность биологических процессов и явлений:

— размножение

— оплодотворение

§6
    вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику в соответствующих главах и параграфах курса

 

    Уметь объяснять:  
   

- роль биологии в формировании научного мировозрения

обращать внимание на формирование данных умений на протяжении изучения общей биологии в течение всего учебного года

   

- вклад биологических теорий в формирование современной естенно-научной картины мира

   

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов

   

— отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

— влияние мутагенов на организм человека

— причины нарушений развития орга­низмов

— причины наследственных заболева­ний, мутаций

    Решать биологические задачи

 §9

    - составлять элементарные схемы скрещиваний  
   

анализировать и оценивать:

различные гипотезы о возникновении жизни

— последствия собственной деятельности в окружающей среде

при изучении главы 2

на основе наблюдений и анализа своих действий в природе

 

   

сравнивать:

— биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу

— зародыши человека и других млекопитающих

на протяжении изучения всего раздела

§7.4

 

   

— бесполое и половое размножение

делать выводы на основе сравнения

§6.1;  6.2
    изучать изменения в экосистемах на биологических моделях  
   

находить информацию

о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать

На протяжении изучения всего раздела "Общая биология", используя рубрику "Вопросы для обсуждения"

   

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

— соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголя, наркома­нии)

— правил поведения в природной среде

— оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

— оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

   

Поурочно-тематическое планирование курса общей биологии

10 класса

при базовом уровне обучения

(1 час в неделю)

тема 1. Многообразие живого мира.

Основные свойства живой материи

 Урок 1 (1). Введение — с. 7—9. Уровни организации живой материи —

 § 1.1. Критерии живых систем — § 1.2 (обзорно).

ТЕМА 2. Возникновение жизни на Земле

Урок 2 (2). История представлений о возникновении жизни. Древние философы о возникновении жизни. Работы Л. Пастера. Материалистические теории происхождения жизни — §2.1.4.

Урок 3 (3). Образование планетных систем. Коацерватная теория происхождения протобионтов — § 2.3.

Урок 4 (4). Начальные этапы биологической эволюции - § 2.5.

Урок 5 (5). Обобщающий. Семинар или зачет по теме «Возникновение жизни на Земле».

тема 3. Химическая организация клетки

Урок 1 (6). Химический состав клетки — § 3.1.

Урок 2 (7). Органические вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры — § 3.2.2; 3.2.3.

Урок 3 (8). Биологические полимеры — белки, их функции — § 3.2.

Урок 4 (9). Биологические полимеры — нуклеиновые кислоты — § 3.2.4.

Урок 5 (10). Обобщающий. Семинар или конференция на тему «Химическая организация клетки».

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

 тема 4. Метаболизм — основа существования живых организмов

Урок 1(11). Анаболизм. Реализация наследственной информации — биосинтез белка — § 4.1.

Урок 2 (12). Энергетический обмен — катаболизм — § 4.2.

Урок 3(13). Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез —

 § 4.3.

тема 5. Строение и функции клеток

Урок 1 (14). Прокариотическая и эукариотическая клетки — §5.1; 5.2. (Изучаются в сравнительном плане.)

Урок 2(15). Клеточное ядро. Хромосомы, хромосомный набор. Особенности строения клеток разных царств живой природы — § 5.2.2.

Урок 3 (16). Деление клетки — § 5.3. Клеточная теория строения организмов. Вирусы — § 5.5.

Урок 4 (17). Обобщающий. Семинар или конференция на тему «Строение и жизнедеятельность клеток».

ТЕМА 6 и 7. Размножение и развитие организмов

Урок 1 (18). Формы размножения живых организмов—§6.1, 6.2.

Урок 2 (19). Мейоз, его особенности — § 6.2, с. 202— 207.

Урок 3 (20). Эмбриональное развитие. Биогенетический закон.

Урок 4 (21). Постэмбриональное развитие — § 7.3.

Урок 5 (22). Развитие организмов и окружающая среда — § 7.5.

Урок 6 (23). Обобщающий по всей теме «Размножение и развитие организмов».

 

тема 8 И 9. Основные понятия генетики.

Закономерности наследования признаков

Урок 1 (24). Законы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследования признаков — § 9.1.

Урок 2 (25). Второй закон Г. Менделя - § 9.2.2. Статистический характер и цитологические основы законов  Г. Менделя.

Урок 3 (26). Третий закон Г. Менделя — закон независимого комбинирования — § 9.2.4.

Анализирующее скрещивание — § 9.2.4.

Урок 4 (27). Сцепленное наследование генов. Генетика пола — § 9.3.

Урок 5 (28). Генотип как целостная система. Взаимодействие генов — § 9.5.

тема 10. Закономерности изменчивости

Урок 1 (29). Наследственная (генотипическая) изменчивость. Классификация мутаций — § 10.1.

Урок 2 (30). Фенотипическая изменчивость. Норма реакции — § 10.2.

Урок 3 (31). Обобщающий. Закономерности наследственности и изменчивости.

Лабораторные работы: 1. «Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений»;

 2. «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции».

тема 11. Основы селекции

Урок 1 (32). Методы селекции растений — § 11.1.

Урок 2 (33). Селекция животных. Особенности методов селекции.

Итоговый урок (34).

   

Требования базового стандарта

 биологического образования

 к знаниям и умениям учащихся 11 класса

   

Перечень требований базового стандарта

биологического образования для 11 класса

Соответствующие главы, параграфы

 и некоторые пояснения

   

Знать/понимать основные положения:

— биологических теорий: эволюционной теории Ч. Дарвина

— учение В. И. Вернадского о биосфере

 — закономерностей изменчивости

 строение биологических объектов:

—вида и экосистем (структура)

сущность биологических процессов:

— действие искусственного и естественного отбора

— формирование приспособленности

— образование видов

— круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере

из главы 12

   

глава16

   

глава 10

   

§12.4.1; 17.3.1

   

на основе §12.3.1; 12.4.5

§ 12.4.6 § 12.4.7 §16.2

 

   

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

на протяжении всего раздела «Общая биология»
    биологическую терминологию и символику
   

Уметь объяснять:

— роль биологии в формировании научного мировоззрения

— вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира

— единство живой и неживой природы

 — родство живых организмов

— влияние мутагенов на организм человека

— экологических факторов на организмы

— взаимосвязи организмов и окружающей среды

— причины эволюции, изменяемости видов

— устойчивости и смены экосистем

— необходимости сохранения многообразия видов

на протяжении изучения глав с 12 по 18

 

 

Решать элементарные биологические задачи:

— составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

 

в процессе выполнения заданий

 

    Описывать особенности  видов по морфологическому критерию

лабораторная работа

   

выявлять:

— приспособления организмов к среде обитания

— источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)

— антропогенные изменения в экосистемах своей местности

на основе лабораторной работы

§ 18.3.6 § 18.3.4; 18.3.5

 

   

Сравнивать биологические объекты:

— природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности

— естественный и искусственный отбор

и делать выводы на основе сравнения

Анализировать и оценивать различные гипотезы:

— происхождение человека

— глобальные экологические проблемы и пути их решения

— последствия собственной деятельности в окружающей среде

на основе выполнения заданий

   

в процессе изучения глав 15, 17,18

    Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

§ 17.3.5

   

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать

на протяжении изучения всего раздела

«Общая биология»,

 используя рубрику «Вопросы для обсуждения»

 

   

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и практической жизни для:

— соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде

— оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

— оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

на протяжении изучения всего раздела

«Общая биология»,

 используя рубрику «Вопросы для обсуждения»

 

   

Поурочно-тематическое планирование

курса общей биологии 11 класса

при базовом уровне обучения

(1 час в неделю)

Урок 1 (1). Введение. Учение об эволюции органического мира — с. 343.

тема 12. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

Урок 2 (2). Обобщающая лекция. История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период — материалы § 12.1.1; 12.1.3.

Урок 3 (3). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе — § 12.3.1.

Урок 4 (4). Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы отбора — § 12.3.2; 12.4.5.

Урок 5 (5). Формы борьбы за существование и естественный отбор — § 12.3.2.

Урок 6 (6). Обобщающий. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

(На этом уроке продолжить формирование умения объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.)

Урок 7 (7). Микроэволюция. Вид. Критерии и структура. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» — § 12.4.1.

Урок 8 (8). Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях — § 12.4.3; НАЛ.

Урок 9 (9). Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора — § 12.4.6.

Урок 10 (10). Относительный характер приспособленности организмов. Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора» — § 12.4.6.

Урок 11(11). Видообразование как результат микроэволюции — § 12.4.7.

тема 13. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция

Урок 1 (12). Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции)-§13.1.1.

Урок 2 (13). Главные направления прогрессивной эволюции. Лабораторная работа «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых» — §13.1.3.

Урок 3 (14). Обобщающие уроки или семинарское занятие на тему «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция».

тема 14. Развитие жизни на Земле

Урок 1 (15). Лекция или семинарское занятие на тему «Развитие жизни на Земле» — § 14.1; 14.2.

Урок 2(16). Выход растений и животных на сушу на протяжении палеозойской эры — § 14.2.

Урок 3 (17). Семинар на тему «Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли».

тема 15. Происхождение человека

Урок 1 (18). Гипотезы о происхождении человека. Факторы антропогенеза — обзор из главы 15.

Урок 2 (19). Стадии эволюции человека. Древнейшие и древние люди — § 15.3.

Урок 3 (20). Первые современные люди и современный этап эволюции человека. Расы — § 15.4.

Урок 4 (21). Обобщение знаний или семинарское занятие на тему «Проблемы происхождения человека».

тема 16. Биосфера, ее структура и функции

Урок 1 (22). Биосфера, ее структура. Живое вещество - §16.1.1; 16.1.2.

Урок 2 (23). Круговорот веществ в природе — § 16.2.

тема 17. Жизнь в сообществах. Основа экологии

Урок 1 (24). Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы — § 17.3.1.

Урок 2 (25). Абиотические факторы среды — § 17.3.2.

Урок 3 (26). Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор — § 17.3.3.

Урок 4 (27). Биотические факторы среды. Цепи питания. Правила экологических пирамид. Смена био­геоценозов —  § 17.3.4; 17.3.5.

Урок 5 (28). Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения и негативные отношения, нейтрализм — § 17.4.

тема 18. Биосфера и человек. Ноосфера

Урок 1 (29). Биосфера и человек. Ноосфера — обзор из главы 18.

Урок 2 (30). Антропогенные влияния на природу — § 18.3.4; 18.3.5.

Урок 3 (31). Охрана природы и перспективы рационального природопользования — § 18.4.

Урок 4 (32). Обобщение на тему «Биосфера и человек. Ноосфера».

ТЕМА 19. Бионика

Урок 1 (33). Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники — глава 19.

Заключительный урок (34). Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей.

 

    домашняя методическая уроки экзамены олимпиады успеваемость НИР учащихся воспитание фотоархив

Главная   Администрация    Родителям   О лицее   Об учителях   Из истории   Наши интересы   Лицейские новости   Выпускнику 2009   Гостевая книга

Hosted by uCoz